8 апреля 2016 года компания «Гарант-Сервис» провела интернет-интервью с к.ю.н., доцентом, заведующей кафедрой теории и истории государства и права МОУ ВО «Института права и экономики», профессиональным медиатором — Шауро Ириной Геннадьевной.
Ведущая: руководитель по работе с органами государственной власти ООО «Гарант-Сервис» Сергова Ольга Ивановна.
Ведущая: Добрый день, Ирина Геннадьевна! Ни один выбор в нашей жизни не совершается абсолютно самостоятельно, независимо ни от кого или ни от чего. Мы живем в обществе, а не в изолированном пространстве. Выбор профессии – не исключение. Ирина Геннадьевна, как Вы думаете, какие факторы, в наибольшей степени, повлияли на Ваш выбор профессии?
Шауро И.Г.: Таких факторов было несколько. Самым первым, как бы странно это не прозвучало, был распад СССР и последовавшие за этим выборы президентов во вновь образовавшихся государствах. Тогда я впервые задумалась, насколько законно и обоснованно данное решение, почему были проигнорированы результаты всенародного референдума, зачем вообще проводить референдум, если его результатами пренебрегают. Затем вспоминаю событие, которое вошло в историю под названием «Конституционная ночь». В 1996 году депутаты украинской Рады всю ночь составляли текст Конституции Украины, в которой, кстати, комиссия Парламентской Ассамблеи Совета Европы впоследствии нашла более 200 существенных ошибок. Меня так заинтересовал данный процесс, что появилось желание узнать, как вообще может приниматься Основной закон государства, кто такие депутаты, какие у них полномочия и я впервые задумалась о юриспруденции как о будущей профессии. Ещё, возможно, немаловажную роль при принятии окончательного решения сыграло врожденное чувство справедливости.
Ведущая: Как, на ваш взгляд, влияет высшее образование на развитие карьеры?
Шауро И.Г.: Думаю, по данному вопросу сложно сказать что-то новое. Очевидно, что высшее образование необходимо всем без исключения. Более того, на сегодняшний день мы перешли на принципиально иную систему образования. Вместо привычной классической системы образования теперь новая — двухуровневая, включающая бакалавриат и магистратуру. Меня часто спрашивают, а нужно ли учиться в магистратуре, если есть диплом бакалавра? Ведь, по сути, диплом бакалавра — это диплом о высшем образовании? По этому поводу можно сказать следующее. В настоящее время, например, в соответствии с законом «О статусе судей в Российской Федерации» одно из квалификационных требований, предъявляемых к кандидатам на должность судьи звучит следующим образом «… имеющий высшее юридическое образование по специальности «Юриспруденция» или высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации (степени) «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция». Аналогичное положение содержится в ряде иных законов. Вывод очевиден. Если есть желание и стремление работать по специальности, то, конечно, необходимо пройти обе ступени современного образования — бакалавриат и магистратуру.
Ведущая: В связи с этим следующий вопрос. Каково Ваше отношение к переходу от специалитета к бакалавриату и магистратуре?
Шауро И.Г.: Неоднозначное. В принципе, «плюсы» и «минусы» есть в каждой из этих систем образования. С одной стороны, одноуровневое образование проверено годами, включало в себя всестороннюю подготовку специалиста. Продолжительность обучения составляла 5 лет (очно) и 6 лет (заочно). Программа охватывала изучение большого количества дисциплин. Но, с другой стороны, оно не отвечало реалиям времени. Так, на бакалавриате, например, предусмотрено большее количество практических занятий по сравнению со специалитетом, а для современного будущего специалиста очень важна именно практика. Срок обучения на бакалавриате составляет 4 года (очно) и 5 лет(заочно). На магистратуре – 2 года (очно) и 2,5 (заочно). То есть через 4 года обучения можно получить диплом о высшем образования и претендовать на получение работы по специальности. При специалитете, следовало бы учиться на год больше. Кроме того, магистратура, в первую очередь, предназначена для занятия научной деятельностью. Таким образом, получить высшее образование можно, занимаясь наукой. При системе специалитета, такой возможности не было. Для этой цели существует аспирантура. Но это уже послевузовское образование.
Ведущая: Насколько выпускники ВУЗов являются готовыми к работе специалистами?
Шауро И.Г.: Готовность выпускника к трудовой деятельности определяется различными данными (факторами, характеристиками). Например, способностью принимать самостоятельные решения по формированию своих жизненных стратегий, быстрым реагированием на изменчивость конъюнктуры рынка труда, личностными качестве лица, активной или пассивной гражданской позицией. Качественное обучение студента в ВУЗе является одним из главный факторов, но и иные нельзя оставлять без внимания.
Ведущая: Как Вам представляется портрет современного студенчества?
Шауро И.Г.: Современный студент любознательный, активный, уверенный в себе, обладающий невероятной работоспособностью и оптимизмом. Это мой самый любимый портрет. Этот портрет написан самой жизнью.
Ведущая: Какими еще видами деятельности, наряду с преподавательской, Вы занимаетесь?
Шауро И.Г.: На сегодняшний день большое внимание уделяется медиации. Медиация – это альтернативный метод разрешения спора при участии беспристрастной, нейтральной стороны – медиатора, оказывающей содействие лицам, вовлеченным в спор и добровольно участвующим в процедуре медиации, с целью выработки взаимоприемлемого и жизнеспособного решения по его урегулированию на условиях взаимного уважения и принятия права каждой из сторон защищать свои интересы.
В ближайшее время на базе МОУ ВО «Институт права и экономики» заработает Центр медиации. Данный Центр будет осуществлять свою деятельность во взаимодействии с юридической клиникой Института, которая уже осуществляет прием граждан.
Ведущая: В чем принципиальное отличие процедуры медиации от рассмотрения спора в суде?
Шауро И.Г.: При обращении сторон к процедуре медиации порядок и способ решения конфликта кардинально отличается от иных мер, в том числе, и суда. В суде интересы сторон ограничены нормой права, т.е. не могут быть удовлетворены в полном объеме, например, невозможно «поделить» имущество в соответствии с законом так, чтобы стороны остались довольны. В медиации, наоборот, интересы сторон удовлетворяются полностью. Обращение в суд является вынужденной мерой. Обращение к медиатору является добровольным. При проведении процедуры медиации стороны сами определяют удобное место и время для встречи, а в суде — место и время определяет суд. В суде длительное рассмотрение спора, а в медиации можно достичь согласия значительно быстрее. При обращении заинтересованных лиц в суд, суд и будет выносить решение, стороны как бы «перекладывают» ответственность за принятие решения на государственный орган, а в медиации решение выносят сами стороны. Таким образом, в суде в основе решения всегда находится норма права, но при этом решение может не устроить ни одну из сторон, а в медиации в основе решения — согласие сторон. Суд исходит из того, что право (правда) на одной стороне, а в медиации стороны обе правы. Процедура медиации проводится в комфортной атмосфере. Сам процесс медиации способствует нейтрализации накала конфликта. В суде же, наоборот, с каждым новым слушанием отношения между сторонами становятся все хуже. Поэтому, несмотря на вынесенное решение судом, стороны не готовы к конструктивному диалогу в будущем. При медиации устанавливается истинная причина спора, стороны совместно ищут решение, между сторонами устанавливаются доверительные отношения.
Суть медиации можно проиллюстрировать на одном примере. Помню, при обучении у нас было игровое занятие с апельсином. Суть в том, что двое делят апельсин. Апельсин один. Третий уговаривает поделить апельсин, вообще его не трогать, отдать ему апельсин, т.е. по сути не выясняет причину спора, а предлагает уже готовое решение. Суть медиации — выяснить, зачем же этим двоим апельсин. На практике в 90% случае оказывается, что одному нужен сок апельсина, а другому – цедра. То есть, говоря об одном и том же предмете, они подразумевают абсолютно разные вещи. Но из-за эмоций друг друга не слышат. Вот главная задача медиации — дать людям возможность услышать друг друга. Только когда люди не просто слушают, но и слышат друг друга у них есть возможность понять и договорится.
В медиации есть еще одна особенность. Люди, находящиеся в процедуре, начинают говорить правду.
По личным наблюдениям замечено, что, к сожалению, в основе любого конфликта всегда лежит любовь к ближнему, желание помочь, защитить, восстановить справедливость, а так же необходимость любви, заботы, внимания, понимания, страх одиночества, желание быть понятым.
Ведущая: Какие формы обмена профессиональным опытом Вы считаете эффективными?
Шауро И.Г.: К таким формам можно отнести конференции, круглые столы, участие в профессиональных конкурсах, одним из которых, кстати, является конкурс «Правовая Россия».
Ведущая: Ваши советы и пожеланию студентам?
Шауро И.Г.: Мне очень нравится категорический императив И. Канта. Он звучит следующим образом: «поступай так, чтобы максимум твоего поведения могло быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства. …Человек обладает абсолютной ценностью и не должен быть инструментом в чьих-либо намерениях». Перефразируя данное высказывание, хотелось бы пожелать всем, в том числе и студентам, видеть в любом человеке – цель, а не средство ее достижения. Помнить о том, что в любой ситуации и при любых обстоятельствах необходимо оставаться людьми.
Ведущая: Ирина Геннадьевна, благодарим Вас за такую интересную беседу и желаем дальнейших успехов в подготовке квалифицированных кадров, оптимизма, интересных идей и возможностей для их воплощения.